Размер шрифта: А А А Шрифт: с засечками без засечек Цвет: A A A
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Версия для слабовидящих А+

Здание старого железнодорожного вокзала и место гибели Е.Л. Васенко, место сражения за Челябинск 242 полка под командованием С.С. Вострецова у железнодорожного вокзала – ул. Привокзальная, 1а

Репринт старой открытки

Историческая справка: вокзал железнодорожный - здание. Старое (1-этажное кирпичное) здание было построено и введено в эксплуатацию в конце октября 1892 года. В левом торце здания находились помещение дежурного по станции, телеграф, помещение для пассажиров 3-го класса и кассы, в правой – почтовое отделение, в центре – багажное отделение, рядом – зал для пассажиров 1-го и 2-го классов с рестораном и кассой. Пассажиры 4-го класса обслуживались в отдельно стоящем деревянном здании. С образованием в 1934 году ЮУЖД на Челябинском железнодорожном узле была проведена реконструкция. Вокзал был капитально переделан к маю 1935 года: надстроен 2-й этаж1.

Историческая справка: Васенко Евдоким Лукьянович (1882 г., г. Ейск Кубанской обл. – 1.06.1918 г., Челябинск), один из руководителей большевистской организации и Челябинского Совета рабочих и солдатских депутатов в 1917–1918 годы. Окончил Екатеринодарское гор. училище, был почтово-телеграфным служащим. В годы 1-й русской революции стал инициатором создания Союза почтово-телеграфных служащих; участник забастовочного движения. В декабре 1905 года был арестован как член РСДРП, отбыл 4 года в новорос. тюрьме. С началом 1-й мировой войны вновь подвергся аресту и был отправлен в сибирскую ссылку (Тобольск). Сразу после революции 1917 года принял активное участие в политической жизни Челябинска, возглавив местную организацию РСДРП(б). Делегат 2-го съезда Советов (25–26 октября 1917 года). После возвращения из Петербурга был избран председателем Совета рабочих и солдатских депутатов. Во время октябрьского кризиса вёл переговоры с казаками отряда подъесаула Н.Н. Титова об отказе от власти в пользу думы городской. Вошёл в состав созданного в Челябинске ВРК, стал комиссаром внутренних дел, с отрядом Красной гвардии укреплял Советскую власть в городе и уезде. Под его руководством были проведены казачий и крестьянский съезды, одобрившие революционные преобразования. Во время выступления Чехословацкого корпуса в мае 1918 года Совет принял решение об эвакуации в Екатеринбург. Васенко был арестован на станции Аргаяш, привезён в Челябинск и задушен в офицерском вагоне2.

Фото 2002 года. Источник фото: http://chelchel-ru.livejournal.com/861149.html

Фото июль 2012 года. Источник фото: http://chelchel-ru.livejournal.com/861149.html

Фото 2013 года. Источник фото: http://chelchel-ru.livejournal.com/861149.html

Историческая справка: Вострецов Степан Сергеевич (17.12.1883 г., с. Казанцево Бирского уезда Уфимской губ. – 2.05.1932 г., Ростов-на-Дону), участник Первой мировой и Гражданской войн, Октябрьской революции. Член РКП(б) с 1920 года. Окончил курсы высшего начальствующего состава РККА при Академии им. Фрунзе (1924 год), курсы при политической Академии в Ленинграде. Родился в крестьянской семье, был кузнецом. В 1905–1918 годах состоял в партии меньшевиков. В 1906–1909 годах служил в армии, за политическую агитацию среди солдат в 1909 году осуждён на 3 года тюрьмы. В 1916 году за храбрость произведён в прапорщики, награждён тремя Георгиевскими крестами. После мобилизации в марте 1918 года организовал сельско-хозяйственную коммуну, но летом был арестован белогвардейцами. С декабря 1918 года служил в Красной Армии, вначале помощником командира во 2-м Петроградском полку, в 1919–1920 годах –  командиром 242-го Волжского полка 27-й стрелковой дивизии на Восточном и Западном фронтах. Отличился в боях за Златоуст и Челябинск, награждён орденом Красного Знамени. В бою за вокзал в Челябинске Вострецов был командиром и пулемётчиком; полк захватил более 1 тысячи военнопленных, 16 пулеметов, паровоз и военную технику. В 1921 году участвовал в подавлении Кронштадтского восстания, в боях за Омск, Ново-Николаевск. За героизм, проявленный в советско-польской войне, был награждён 2-м орденом Красного Знамени. В 1921 году назначен  начальником управления войск ВЧК по охране границ Сибири, в 1922 году – начальник стрелковой дивизии Народно-революционной армии Дальневосточной республики. В 1923 году был награждён двумя орденами Красного Знамени за участие в штурме Спасска и освобождении Дальнего Востока. В 1924–1929 годах командовал 27-й дивизией, в 1929 году участвовал в разгроме маньчжурских войск в Забайкалье. С 1930 года – командир корпуса в Новочеркасске3.

Фото 2013 года. Источник фото: http://chelchel-ru.livejournal.com/861149.html

Историческая справка: Гарин-Михайловский Николай Георгиевич [8(20).02.1852 г., Петербург – 27.11(10.12). 1906 г., там же], писатель, публицист, общественный деятель, инженер-изыскатель. Из старинной дворянской семьи, одной из наиболее богатой и знатной в Херсонской губернии. Его крестным был российский император Николай I. Детство прошло в Одессе, первоначальное образование получил дома. Учился в Ришельевской гимназии (1863–1871 годы). В 1871 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, через год перешёл в Институт инженеров путей сообщения. Студентом участвовал в строительстве железной дороги из Молдавии в Болгарию. В 1878 году окончил институт со званием «гражданского инженера путей сообщения, с правом производства строительных работ» и был направлен в Болгарию, строил шоссейную дорогу в районе Бургаса, Бендеро-Галицкую, а затем Батумскую железную дорогу. Работал в Уфе, Казанской, Вятской, Костромской, Волынской губерниях, в Сибири. Участвовал в строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали. Считал сооружение Великой Сибирской железной дороги необходимым условием будущего расцвета могущества России. Участвуя в изыскательских работах по прокладке Самаро-Уфимской, Уфа-Златоустовской и Западно-Сибирской железных дорог, Гарин-Михайловский проявил себя как талантливый инженер, внёс десятки новаторских проектов, снизивших стоимость прокладки железно-дорожных путей. К концу 1880-х годов относится начало его литературной деятельности. Из ранних произведений был отмечен автобиографический рассказ «Вариант». Широкую литературную известность Гарин-Михайловский приобрёл в начале 1990-х годов. Его очерки, рассказы, публицистические статьи, тетралогия – «Детство Темы» (1892 год), «Гимназисты» (1893 год), «Студенты» (1895 год), «Инженеры» (1907 год), – во многом основанные на автобиографическом материале, отличались точным воспроизведением действительности, поиском разумного приложения сил для достижения прогресса общества. Не случайно А.М. Горький назвал его «поэтом труда». Гарин-Михайловский исколесил всю Россию, совершил кругосветное путешествие. С середины 1890-х годов участвовал в организации 1-й нелегальной марксистской газеты «Самарский вестник», журналов «Начало», «Жизнь», входил в редакцию большевистского «Вестника жизни». В годы 1-й русской революции через Горького передал крупные суммы в партийную кассу. С 1896 года и до конца жизни находился под негласным надзором полиции. Умер от паралича сердца во время заседания при обсуждении пьесы «Подростки» в редакции журнала «Вестник жизни». Похоронен на деньги, собранные по подписке среди питерских рабочих и интеллигенции4.

Фото 2013 года. Источник фото: http://chelchel-ru.livejournal.com/861149.html

Историческая справка: Саблин Владимир Филиппович (1909 г., Челябинск – 1943 г.), участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944 год, посмертно). Работал на ЮУЖД. На фронте с 1942 года. Сержант, командир миномётного расчёта стрелковой дивизии. Отличился при форсировании р. Днепр 1 октября 1943 года: на захваченном боевом плацдарме обеспечил огневое прикрытие переправлявшимся стрелковым подразделениям. Погиб в бою 12 декабря 1943 года. В Челябинске его именем названа улица. Навечно зачислен в списки работников станции Челябинск5.

Источники:

1. Абрамовский А.П., Кобзов В.С. Васенко Евдоким Лукьянович / Энциклопедия «Челябинск».–2003. URL: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4895 (дата обращения: 09.12.2014).

2. Вознюк Л.Ю., Шуклина Н.Я. Вокзал железнодорожный / Энциклопедия «Челябинск». –2003. URL: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4895 (дата обращения: 09.12.2014).

3. Дружинина Э.Б. Гарин-Михайловский Николай Георгиевич / Энциклопедия «Челябинск».–2003. URL: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4895 (дата обращения: 09.12.2014).

4. Ушаков А.П. Саблин Владимир Филиппович / Энциклопедия «Челябинск».–2003. URL: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4895 (дата обращения: 09.12.2014).

5. Щеткин С.В. Вострецов Степан Сергеевич / Энциклопедия «Челябинск». –2003. URL: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4895 (дата обращения: 09.12.2014).


1 Вознюк Л.Ю., Шуклина Н.Я. Вокзал железнодорожный / Энциклопедия «Челябинск».–2003. URL: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4895 (дата обращения: 09.12.2014).

2Абрамовский А.П., Кобзов В.С. Васенко Евдоким Лукьянович / Энциклопедия «Челябинск».–2003. URL: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4895 (дата обращения: 09.12.2014).

3Щеткин С.В. Вострецов Степан Сергеевич / Энциклопедия «Челябинск». –2003. URL: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4895 (дата обращения: 09.12.2014).

4Дружинина Э.Б. Гарин-Михайловский Николай Георгиевич / Энциклопедия «Челябинск».–2003. URL: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4895 (дата обращения: 09.12.2014).

5Ушаков А.П. Саблин Владимир Филиппович/ Энциклопедия «Челябинск».–2003. URL: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4895 (дата обращения: 09.12.2014).