Размер шрифта: А А А Шрифт: с засечками без засечек Цвет: A A A
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Версия для слабовидящих А+

Наименование объекта культурного наследия:
Памятник лётчикам, погибшим при освобождении Челябинска от Колчака
Наименование акта органа государственной власти о постановке на государственную охрану:
Решение исполкома Челябинского областного Совета депутатов от 20.09.1977 г. № 371

Код памятника в Едином государственном реестре объектов культурного наследия России:
7400067000

Лесное кладбище. 1973 год. Источник: Памятник летчикам, погибшим при освобождении Челябинска от Колчака/Паспорт памятника истории и культуры СССР//Составитель Колпакова В.С. – 30 декабря 1974

По мнению исследователей, занимающихся изучением истории авиации в годы гражданской войны в России, в 1919 году во время Челябинской операции действия авиации, как Красной армии, так и Белой армии были очень незначительными. В заметке о Челябинской операции за 25 октября 1927 года (газета «Челябинский рабочий») упоминается о полётах колчаковских самолётов в районе Челябинска. Со стороны Красной армии летом 1919 года в районе Челябинска действовала авиация 5-й армии (28-й и 29-й разведывательные авиаотряды - РАО). Вячеслав Кондратьев пишет, что в боях за Челябинск участвовал только один аэроплан – «Бикодрон» из 29-го РАО (единственная на тот момент боеспособная машина в отряде), который совершил несколько полётов на разведку и для «подъёма боевого духа» наземных войск.

По данным специалиста по авиации в период гражданской войны Марата Хайрулина, в настоящее время подтверждена архивными документами только гибель самолёта «Фарсаль» № 1912 (так называли самолёт «Фарман-30» с двигателем «Сальмсон» мощностью 160 л. с.) 28-го РАО.

Приказ по Красному ВВФ Действующей армии Р.С.Ф.С.Р. №64 от 15.08.1919:
«... §18. 08.08.1919 при возвращении с боевой разведки при спуске разбился насмерть Военный лётчик авиотряда СИЗАС Евдоким с летнабом Максимом САУНИНЫМ.
... Начальник ПУАиВ при Штабе РВС Республики,
Военный летчик СЕРГЕЕВ.
Из опросов жителей окрестных деревень:
Не долетая дер. Нифанка над лесом из самолёта вылетел один из лётчиков, после чего самолёт задрался кверху, покачался, повернулся и стал падать. В лесу, в 6—7 верстах от деревни жители нашли обломки самолёта и около него в 30 шагах примерно лётчика-наблюдателя Саунина (выяснили по документам) вместе с сидением и пулемётной башней без признаков жизни с переломами конечностей и головы. Уже много позднее в 150 саженях нашли вывалившегося из самолёта военного лётчика Сизас, также без признаков жизни и с теми же переломами».
СИЗАС Эдуард Иванович родился 01.05.1894 году в Санкт-Петербурге. В качестве курсанта Русского авиационного корпуса окончил в Англии военную школу летчиков в августе 1917 года (свидетельство от 22.08.1917 года). Вернулся в Россию, где был зачислен летчиком в 10-й корпусной авиаотряд (27.09.1917 года). 03.11.1917 года произведён в младшие унтер-офицеры. Вместе с отрядом в 1918 году эвакуировался в Москву, где был зачислен лётчиком 2-го авиаотряда Калужской авиагруппы (с 08.08.1918 года). В 1919 году после переформирования Калужской авиагруппы стал лётчиком 28-го РАО.

Эдвард (Евдоким) Сизас Источник: Форум поисковых движений. Русский авиационный корпус

Саунин - лётчик-наблюдатель. В июле 1917 года был подпоручиком. Был командиром Гренадёрского корпусного авиаотряда. С 29.12.1917 года временно исполняющий должность командира 2-го авиадивизиона.

Описываемый полёт состоялся спустя 4 дня после завершения боёв в районе Челябинска, а деревня Нифанка находилась в более чем 80 км от Челябинска.

В сборнике документов («В боях рождённая. 1918–1920. Боевой путь 5-й армии»: Сб. док. — Иркутск, 1985) приводятся данные о количестве самолётов в 5-й Красной армии. На 15 июля 1919 года всего было 11 самолётов, в том числе 6 - в 26-й стрелковой дивизии и 5 - в 27 стрелковой дивизии, а на 15 августа 1919 года осталось только 7 самолётов, в том числе 4 - в 26-й стрелковой дивизии и 3 - в 27 стрелковой дивизии.

Таким образом, за 30 дней было потеряно 4 самолёта, в том числе самолёт «Фарсаль» № 1912 с Сизасом и Сауниным. О судьбе трёх других самолётов ничего не известно.

Именно в 1927 году был изготовлен и установлен памятник «лётчику» или «лётчикам». Дело в том, что в заметке газеты «Челябинский рабочий» в конце июня 1927 года было сказано о памятнике «за Зелёным базаром, около могилы разбившегося лётчика», а в заметке в этой же газете за 21 августа 1927 года уже говорится о памятнике на том месте, «где похоронены разбившиеся лётчики». Более того, в заметке от 12 октября 1927 года (газета «Челябинский рабочий») сообщается, что «на месте гибели лётчиков» («за Зелёным базаром») постройка памятника началась. Наконец, в заметке за 22 октября 1927 года корреспондент газеты «Челябинский рабочий» пишет, что постройка памятника «на том месте, где разбились лётчики (ярмарочная площадь) заканчивается». Это последнее упоминание об этом памятнике в данной газете.

На карте Челябинска 1939 года отмечены два памятника. Один – памятник Ленину на Алом поле, а второй – во дворе нынешних домов № 51 и 53 по проспекту Ленина. Так как сведений о строительстве каких-либо памятников в центре города в 1928-1939 годы нет, то можно предположить, что отмечен именно памятник лётчикам.

Фрагмент карты Челябинска 1939 года

М.Ф. Глинкин в дипломной работе 1950 года ссылается на фотографию памятника лётчикам, хранящуюся в Челябинском краевом музее. В фондах областного краеведческого музея этой фотографии в настоящее время нет.

В 1949-1950 годы памятник был перенесён на Лесное кладбище, где он находился до весны 1975 года. Никаких надписей или памятных табличек на памятнике со дня его установки в 1927 году и по 1975 год не было. По некоторым данным, рядом с обелиском стоял пропеллер от самолёта эпохи Гражданской войны. Но в ходе переноса памятника пропеллер потерялся.

Документов о переносе останков лётчика или лётчиков на Лесное или Митрофановское кладбище нет. С середины 1960-х годов в статьях и книгах В.С. Колпакова появляется фамилия лётчика Н.Н. Веденёва (или Н.Н. Веденеева), умершего в 1918 году. Почти одновременно на памятнике на братской могиле борцов за Советскую власть на Митрофановском кладбище к списку захороненных добавляется фамилия Веденеева. В книге «Памятники истории Челябинской области» (1990 год) уточняется, что «Здесь похоронен Веденеев Николай Петрович, политкомиссар 1-го запасного полка 5-й армии, умер от тифа в 1919 году в Челябинском военном госпитале». С очень большой долей вероятности можно предположить, что Н.Н. Веденёв, Н.Н. Веденеев и Н.П. Веденеев – это один и тот же человек. В 1918 году участились перелёты самолётов Красной Армии к белым. Тогда в сентябре 1918 года А.В. Сергеев, назначенный чрезвычайным уполномоченным ГУВВФ на Урале, издал приказ непременно включать в экипажи всех самолетов, отправляемых на боевые задания, членов ВКП(б). Одноместные самолеты отныне дозволялось пилотировать только коммунистам. Поэтому назначенным в авиаотряды политкомиссарам, зачастую людям немолодым и сугубо штатским, пришлось волей-неволей осваивать специальность лётчиков-наблюдателей. Таким «наблюдателям» вменялось в обязанность «в случае преднамеренной посадки на вражеской территории застрелить пилота, сжечь самолет и только после этого – пробираться к своим».

В 1975 году памятник с Лесного кладбища перенесён на Митрофановское кладбище на братскую могилу борцов за Советскую власть. Здесь он и находится в настоящее время. На памятнике табличка с именами семи павших борцов за Советскую власть. В том числе и Н.П. Веденеева.

Источники:
1. Глинкин М.Ф. Первые революционные памятники на Южном Урале (Ленинская монументальная пропаганда в Челябинской области в 1919-1922 гг.). Дипломная работа. 1950
2. Памятник летчикам, погибшим при освобождении Челябинска от Колчака/Паспорт памятника истории и культуры СССР//Составитель Колпакова В.С. – 30 декабря 1974
3. Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне/Вячеслав Игоревич Кондратьев, Марат Хайрулин – 2008. «МК Урал», 18.11.2009
4. http://old.uralpress.ru/review1738.htm
5. http://gazeta-pravda.ru/content/view/1835/
. 6. http://www.tavatuy.ru/istoriya/voenlety-pogibshey-imperii.-aviatsiya-v-grazhdanskoy-voyne/
7. http://bookre.org/reader?file=1214134&pg=76
8. http://airaces.narod.ru/all/tarans1.htm
9. http://forums.airforce.ru/matchast/3285-cu-9-a-17
10. http://aviaww1.forum24.ru/?1-15-60-00000001-000-20-0
11. http://crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft20100.htm
12. http://vikond65.livejournal.com/pics/catalog/2248/63769
13. http://www.retroplan.ru/forum.html?func=view&catid=5&id=332#332
14. http://jurnal.org/articles/2011/hist3.htm
15. http://www.likebook.ru/books/view/204570/?page=64
16. http://modernlib.ru/books/hayrulin_marat/voenleti_pogibshey_imperii_aviaciya_v_grazhdanskoy_voyne/read
17. http://chelchel-ru.livejournal.com/872322.html