Размер шрифта: А А А Шрифт: с засечками без засечек Цвет: A A A
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Версия для слабовидящих А+

Наименование объекта культурного наследия:
Могила Мамина Якова Васильевича, одно из основоположников советского тракторостроения

Наименование акта органа государственной власти о постановке на государственную охрану:
Решение исполкома Челябинского областного Совета депутатов от 20.09.1977 г. № 371

Код памятника в Едином государственном реестре объектов культурного наследия России:
7400028000

Источник: Могила изобретателя, создателя первых колёсных тракторов Мамина Я.В. / Паспорт памятника истории и культуры СССР. Составитель Колпакова В.С. – 1 декабря 1983г.

Август 2013 г. Фото Ю. Латышева
На чёрной мраморной доске текст: «Вы руки свои золотые в наследство оставили нам».

Местонахождение: Митрофановское кладбище, г. Челябинск

Мамин Я.В. Источник: Энциклопедия Челябинск. Мамин Я.В.

Мамин Яков Васильевич (10.06.1873, с. Балаково, ныне г. Балаково Саратовской обл. – 9.08.1955, Челябинск), механик, изобретатель в области дизелестроения и тракторостроения, создатель двигателя “Русский дизель” (1906) и трактора “Русский трактор” (1910). Родился в крестьянской семье. Окончив приходскую школу, поступил в ученики к кустарю-лудильщику, затем в мастерскую Ф.А. Блинова – изобретателя первого русского гусеничного трактора с паровым двигателем. Изобрёл 2-лемешный плуг (малая серебряная медаль на выставке в Саратове, 1893 год), пожарный насос (медаль и премия 300 руб. на выставке в г. Пензе). Открыл свою мастерскую. Усовершенствовал паровой двигатель трактора Блинова. Мамин стал изобретателем 1-го в мире бескомпрессорного двигателя высокого сжатия, работающего на тяжёлом топливе (нефть), “Русский дизель” (1906), на базе которого им же был создан колесный трактор “Карлик” (1910), известный затем как “Русский трактор”. В 1915 году создал новый трактор “Гном” (в 1917 году вышел в производство). На заводе “Возрождение” в г. Марксе-Штадте Саратовской области Мамин приступил к серийному выпуску тракторов и двигателей. В 1921 году испытывал электроплуг с меньшим весом на полях Тимирязевской академии. В 1924 году успешно прошли испытания трактора “Карлик” (построенного на заводе “Возрождение”) на опытных полях сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева. В 1937 году Мамин приехал в Челябинск, с 1938 года работал в институте механизации сельского хозяйства (ЧИМЭСХ) научным сотрудником (сначала на кафедре теплотехники, затем на кафедре тракторов и автомобилей). Мамин продолжал совершенствовать 2-тактный газовый двигатель марки ЧИМЭСХ, работающий на разных видах топлива, в том числе и на соломе. Создал модель газогенератора, также работающего на соломе (1939), изобрёл работомер для механического учёта и контроля работы трактора.

Памятник на могиле Я.В. Мамина на Митрофановском кладбище в Челябинске установлен в 1956 году.

Источники:
1. Харитончик Е. М. Творческий путь Якова Васильевича Мамина // Тр. / Челяб. ин-т механизации и электрификации сел. х-ва. Ч., 1950. Вып. 4.
2. Ржанов В.М. Пионер тракторостроения//Механизатор. 1974. 30 января
3. Пономарёв В. А. Первый ВУЗ Челябинска. Ч., 1975
4. Бибиков Е. С. Пионер тракторостроения // ВЧ. 1983. 10 июня
5. Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Челябинская область / Сост Л. Ф. Рафиенко. М., 1986
6. Шепелев А. Н. Яков Мамин / А. Н. Шепелев, А. А. Деревянченко. Ч., 1988
7.  Энциклопедия Челябинск. Мамин Я.В.